Сообщество практикующих психологов и 
Гештальт-терапевтов      Ханты-Мансийска
Главная » Статьи » Мои статьи

Бокова О.А. КРИТИКА ОБОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АКЦЕНТУАЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Традиционно возникновение акцентуаций можно объясняют дисгармоничным развитием характера с последующей
выраженностью его отдельных черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении
определенного рода воздействий. В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможность
социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Акцентуация в её общепринятом
понимании есть крайний вариант нормы.
Модель личности, разработанная К. Леонгардом [1], содержит 12 типов акцентуаций. Согласно его концепции черты
каждой личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно
меньше, но они являются стержнем личности, определяют её развитие, адаптацию и психическое здоровье,
результаты профессиональной деятельности. При большой степени выраженности основных черт они накладывают
отпечаток на личность в целом.
Любопытные результаты можно получить на пересечении известных психолого-педагогических теорий. Теория
акцентуаций К.Леонгарда может найти практическое применение при подготовке специалистам, обучении их
осноывам их профессиональной деятельности. Временами этот вопрос приобретает неожиданную важность - вслед
за вопросом о том, насколько педагог склонен к тому или иному действию, существенно зависят особенности
системы его работы. Акцентуирование (выделение, подчёркивание) некоторых сторон практической педагогической
деятельности является следствием реально существующих личностных акцентуаций.
Изначально описание типов акцентуаций характера по К.Леонгарду базируется на профессиональной деятельности
автора (психиатрия). В крастком перечислении это выглядит следующим образом.
1.Гипертимический тип отличается активностью, энергичностью, оптимизмом, беззаботностью, многосторонними
способностями, при этом он плохо переносит дисциплину, критику в свой адрес, бурно переживает неудачи.
Гипертимы склонны к риску, новизне, их тяготит одиночество, они стремятся к лидерству.
2.Застревающий тип отличается длительностью переживаний какого-либо чувства, настойчивостью, упрямством,
трудностью от переключения с одной проблемы на другую. При этом застревающий тип обладает высоким
самомнением, повышенной чувствительностью к несправедливости, недоверчивостью.
3.Эмотивный тип отличается тонкостью эмоциональных реакций, проницательностью, гуманностью, отзывчивостью.
Как правило, эмотивный тип не претендует на лидерство.
4.Педантичный тип отличается преувеличенной аккуратностью, плохой переключаемостью с одной проблемы на
другую, он всегда жёстко следует плану, при его нарушении испытывает раздражение.
5.Тревожный тип отличается ощущением беспокойства, внутренней напряжённости, склонен ожидать неприятности.
Для данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей.
6.Циклотимный тип отличается чередованием приподнятого и депрессивного настроения. В период подъема ведут
себя как гипертимы, в период спада - как дистимы.
7.Демонстративный тип отличается эгоцентричностью, жаждой признания, оригинальностью, стремлением
произвести эффект. Для него характерна богатая фантазия, лживость, притворство, авантюризм, проявление
артистических способностей.
8.Возбудимый тип отличается агрессивностью, упрямством, раздражительностью, властностью, требовательностью,
неуживчивостью, неудержимостью. Для данного типа характерна повышенная конфликтность, грубость.
9.Дистимный тип отличается серьёзностью, частой подавленностью настроения. Тоскливостью, предчувствием
неприятностей. Для этого типа характерны медлительность, слабость волевого усилия, заниженная самооценка.
10.Экзальтированный тип отличается склонностью приходить в состояние восторженного возбуждения по
незначительному поводу и впадать в отчаяние в результате разочарований. Для этого типа характерны страстность,
полярность чувств (любовь и ненависть, восторг и отчаяние), самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда
любящий не встречает взаимности.
Данная типологизация акцентуаций, тем не менее, является несколько тенденциозной. Возможны и другие, более
обоснованные подходы типологизации, а также и более общая постановка вопроса проявления акцентуаций [2].
На настоящий момент перед нами стоит задача доказательства гипотезы влияния акцентуаций на
профессиональную деятельность человека, выявления всех возможных подходов типологизации такого влияния. В
этом аспекте типологизация К.Леонгарда является неполной, но самое главное - методологически неприменимой
при формировании педагогических систем подготовки специалистов, однако её вполне можно адаптировать,
пересекая с известными психолого-педагогическими теориями отечественных исследователей.
Тщательный анализ массива исследований, посвящённых акцентуациям, заставляет нас выделить и обосновать
понятие "профессиональные акцентуации".
Роль акцентуаций в мыслительном процессе, связанном с обучением, может быть различной в зависимости от
степени выраженности, вида акцентуаций, а также формы и этапа обучения. Иногда акцентуированные влечения,
включаясь в учебный процесс, нарушают участников этого процесса его течение. Действия начинают регулироваться
стремлениями, связанными с субъективными чувствами, а не с объективными необходимостями. Удовлетворение
акцентуированных влечений, чрезмерное следование "принципу удовольствия" может быть не осознаваемым ни
обучающимися, ни обучающими. Мышление при этом подчиняется не логике изучаемого материала, более или
менее независимого и от преподавателя, и от студента, но мыслительный процесс избирательно следует
внутренним позывам акцентуированной личности, вырывая из учебного содержания лишь то, что соответствует
объективно существующим акцентуациям.
Учебный процесс при этом не теряет своего познавательного значения, а деформируется в зависимости от степени
выраженности акцентуаций - от незначительно выраженных черт до отчётливых патологий.
Опыт работы показывает, что степень выраженности акцентуаций никак не связана с осознанием их наличия у
специалиста, работающего в той или иной области: человек оправдывает собственные мысли и собственные
устремления, и это оправдание выглядит очень правдоподобно, поскольку он не отказывается учиться или учить в
целом, он лишь отказывается от некоторых элементов содержания обучения, выводя на первый план другие, с его
точки зрения более существенные, однако чаще всего не соответствующие объективной значимости изучаемого
отрезка учебного материала, учебной дисциплины, цикла учебных дисциплин, получаемой профессии.
В профессиональной деятельности вместо того чтобы взвешивать все "за" и все "против" какого-нибудь
ответственного решения, акцентуированное мышление со страстной предвзятостью в угоду более или мене ярко
выраженным личностным аномалиям подбирает аргументы, формулирует доводы в пользу желанного результата. А
проблема разрешается не в пользу образовательного или профессионального процесса, а в пользу воображаемого
блага. При этом часто говорят о "доводах сердца", оправдывая собственные акцентуированные чувства,
акцентуированные интересы, акцентуированные пристрастия, называя объективные разумные аргументы не
соответствующими действительности, бредом и воображением преподавателя, начальника, подчинённого,
сослуживца, сокурсника, собеседника.
Однако было неправильно приписывать акцентуациям вообще лишь отрицательную роль. Чаще всего акцентуации
не дезорганизуют мыслительный процесс, а направляют его. Если интересы акцентуированной личности совпадают
с целями профессиональной или учебной деятельности, мы можем наблюдать стремительный прогресс и
необычайные успехи, прорывы в той или иной области. В этом смысле огромную роль играет правильная
профессиональная ориентация и адекватное профессиональное самоопределение акцентуированной личности.
Интересным фактором успешности образовательной и профессиональной деятельности является степень
осознания личностью выраженности её тех или иных акцентуаций. В этом случае акцентуации могут в той или иной
степени отклонить мысль от правильного пути, но наличие акцентуированных устремлений даёт этой мысли
большую напряжённость, широту, остроту, страстность. Акцентуированный человек способен глубже проникнуть в
заинтересовавший его предмет, чем другой, равнодушный и "гармонично" неакцентуированно развитый. Дело в том,
что любая деятельность является активной, целеустремлённой, осуществляется волевым актом. Решение любых
задач требует значительных интеллектуальных усилий. Акцентуации личности порождают настойчивость и
целеустремлённость, имея поэтому существенное значение для успеха.
Изучать всё - невозможно в силу бесконечного многообразия любой части окружающего мира. При этом даже одни и
те же факты могут иметь различное субъективное истолкование. И эти истолкования (трактовки) могут не только
дополнять друг друга, они могут соответствовать и не соответствовать друг другу, противоречить и даже быть
противопоставлены. Наличие целевой установки служит главным фактором трактовки того или иного события.
Знания (даже профессиональные знания) не умещаются в рамки одной науки. Специалист не только овладевает
знанием, он овладевает ещё и отношением к нему [3]. А современная система образования со свойственными ей
недостатками не всегда однозначно и предсказуемо позволяет сформировать отношение к своим
профессиональным обязанностям.
Сами (собственные) акцентуации могут быть и не осознанными субъектом профессиональной деятельности, а в
большей части случаев (как показывает наш опыт) категорически отрицаются. Поэтому изучать акцентуации можно и
нужно. Изучать их можно, анализируя деятельность человека. Простой формальный путь, по которому движется
западная психология - определение акцентуаций при помощи небольших и неизменных тестов - на практике
оказывается сомнительным. Необходимо искать и другие, более надёжные пути диагностики акцентуаций. Какими
могут быть эти пути?
Акцентуации личности проявляются в потребностях, мотивах, целях деятельности человека, поскольку именно его
деятельность выражает определённое его отношение к миру. По словам С.Л.Рубинштейна, "природа человеческого
поступка определяется заключённым в нём отношением человека к окружающему миру, которое составляет его
внутреннее содержание" [4, с.87].
Акцентуации проявляются в знаниях, которыми обладает человек. По-разному акцентуированные люди, прочитав
одну и ту же книгу, прослушав один и тот же лекционный курс, сдав один и тот же экзамен и даже получив одну и ту
же отметку, овладели различными знаниями и умениями. Они по-разному знают эту дисциплину (эту книгу, этот
объект, это явление и т.д.), поскольку обратили внимание (акцентуировали, поставили акценты) на различные
элементы одного и того же объективно передаваемого им знания. Они по-разному воспринимают один и тот же мир.
Сплошь и рядом возникают споры у самых подготовленных специалистов (в области медицины, образования,
экономики и т.д.), причём об одном и том же эти специалисты могут иметь самое разное, а иногда даже
противоположное мнение.
Память человека является надёжным помощником при решении этой проблемы. Воображение является
чрезвычайно существенным проявлением личности. Изучая особенности воображения, мы можем определять
акцентуации личности. Методами исследования для определения акцентуаций, могут служить: наблюдение,
собеседование, тестирование.
Акцентуации (характера) личности проявляются в её отношении к миру, и существенным для выявления объективно
существующих для исследователя акцентуаций испытуемого является степень лёгкости или трудности, с которой
испытуемый приступает к взаимодействию тех или иных сторон окружающего мира, изучению их или
преобразованию. Лишь определённые ситуации представляют для акцентуированной личности значительные
трудности. Лишь в определённых других ситуациях они проявляют неожиданно высокую активность и
сообразительность. Это даёт возможность установления акцентуативных особенностей людей: как на этапе их
профессиональной подготовки, так и на этапе их последующей профессиональной деятельности.
Литература
1. Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2000.- 544 с.
2. Yavoruk O.A., Bokova O.A. Accentuated knowledge //European Journal of Natural History. 2011. № 3. С. 71-72.
3. Алеева И.В., Яворук О.А. К вопросу о развитии профессионально значимых качеств студентов специальности
«адаптивная физическая культура» в процессе обучения физике //Мир науки, культуры, образования. – 2010. - № 4-1
– С. 104-106.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 712 с.
References
1. Leongard K. Akcentuirovannye lichnosti /Per. s nem. - Rostov n/D.: Izd-vo "Feniks", 2000.- 544 s.
2. Yavoruk O.A., Bokova O.A. Accentuated knowledge //European Journal of Natural History. 2011. № 3. S. 71-72.
3. Aleeva I.V., Javoruk O.A. K voprosu o razvitii professional'no znachimyh kachestv studentov special'nosti «adaptivnaja
fizicheskaja kul'tura» v processe obuchenija fizike //Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. – 2010. - № 4-1– S. 104-106.
4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. - SPb.: Izdatel'stvo "Piter", 2000. – 712 s.

Категория: Мои статьи | Добавил: Черпатель (26.12.2014)
Просмотров: 216 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar