Сообщество практикующих психологов и 
Гештальт-терапевтов      Ханты-Мансийска
Главная » Статьи » Мои статьи

Бокова. О. А. Дискуссионные аспекты исследования акцентуаций.

ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ
Бокова Оксана Александровна
психолог
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями «Лучик», Ханты-Мансийск
author@apriori-journal.ru
Аннотация. В статье обсуждаются дискуссионные аспекты иссле-
дования акцентуаций в различных возрастных периодах: их генезис, ди-
агностика, профессиональное формирование, соответствие имеющимся
типологиям, концептуальная терминология. Автор характеризует про-
блему в целом, формулируя исходные положения акцентуативной пси-
хологии, а затем приводит некоторые аргументы критиков и возражения
на них, опирающиеся как на классические, так и на современные работы
по акцентуациям личности.
Ключевые слова: акцентуации личности; акцентуированные лич-
ности, профессиональные акцентуации.
2
DISCUSSION ASPECTS OF THE ACCENTUATIONS RESEARCH
Bokova Oksana Aleksandrovna
psychologist
Rehabilitation center for children and youth with disabilities «Luchik»
Khanty-Mansiysk
Abstract. The article deals with the disputable aspects of research concerning
accentuations in different age periods: their genesis, diagnostics, professional
formation, accordance with existing typologies conceptual terminology.
The author describes the problem in general by formulation of starting
positions for accentuative psychology and then she gives some critical arguments
and answers to them, based on the classical and the modern works on
accentuation of personality.
Key words: accentuation of personality; accentuated persons; professional
accentuation.
Понятие «акцентуации» впервые ввёл немецкий профессор Карл
Леонгард. Он и является автором современной концепции «акцентуиро-
ванных личностей». Акцентуация определялась им как проявление дис-
гармоничного развития характера, категорическая выраженность его от-
дельных черт, что обусловливало повышенную уязвимость личности в
отношении специфического ряда воздействий. В акцентуированных лич-
ностях, согласно К. Леонгарду, изначально заложены и возможность со-
циально положительных, и социально отрицательный опасных поступ-
ков [1].
Акцентуация понимается и как крайний вариант нормы. Черты каж-
дой личности при этом разделяются на две группы: основную и допол-
3
нительную. Основных черт гораздо меньше, однако они являются
стержнем исследуемой личности, определяют её эволюцию, психиче-
ское состояние и возможности социальной адаптации. При возрастании
степени выраженности основных черт они воздействуют на личность в
целом, а при доминировании неблагоприятных условий могут разрушить
и структуру личности с деструктивным исходом.
На формирование акцентуаций характера личности большое влия-
ние оказывает микросреда – непосредственное окружение. Прежде все-
го, это родители, родственники, учителя, друзья, коллеги, учащиеся.
Микросреда воздействует на человека двояко: через сложившиеся сте-
реотипы, традиции, правила, нормы и типичные условия повседневной
жизни, а также через специфические особенности ближайшего окруже-
ния [2; 3].
Отвечая на вопросы участников научных конференций, замечания
рецензентов моих научных работ, я сталкиваюсь с разнообразной аргу-
ментацией как сторонников своих подходов к исследованиям акцентуа-
ций, так и противников. Дискуссии возникают всегда при обсуждении про-
блемы возрастного генезиса акцентуаций, а также особенностей их про-
фессионального формирования. Подходы к описанию профессиональных
акцентуаций подробно описаны в одной из работ автора [4]. Различные
аспекты генезиса и формирования акцентуаций у детей дошкольного
возраста охарактеризованы в изданной в 2009 году брошюре [5].
Акцентуированное обучение вообще характерно для современного
профессионального образования. И во многих непредвзятых научных
исследованиях мы видим отголоски акцентуаций, а иногда даже прямые
свидетельства их формирования, являющиеся следствием вначале
профессиональной направленности обучения, а затем профессиональ-
ного становления и многолетнего совершенствования в одной, зачастую
весьма узкой области. Понятно, что акцентуированный профессионал
кажется странным в обыденной жизни, но именно такие люди, кажущие-
4
ся обывателям «чудаками», совершают открытия. Учить во всём видеть,
например, экологический смысл, содержащийся действительно во всех
элементах содержания обучения – значит акцентуировать процесс обу-
чения на экологическом содержании, значит зарождать, формировать и
развивать не только экологический стиль мышления [6], но и непосред-
ственно акцентуации экологически мыслящих профессионалов, не опи-
санные, кстати, ни в одном из систематических исследований по акцен-
туациям, относящиеся к т.н. профессиональным акцентациям.
Другой пример, – это формирование профессиональной направлен-
ности [7] при изучении иностранных языков – очевидный способ про-
явить свою собственную акцентуацию и помочь выявить акцентуации
заранее профессионально ориентированных студентов, выбравших свой
жизненный путь.
Далее, выявление профессионально значимых качеств [8], выделе-
ние уровней их развития, рассмотрение способов их формирования раз-
личными средствами точно так же может быть интерпретировано на
языке профессиональных акцентуаций, как и формирование профессио-
нальной направленнности.
Другая группа критических замечаний обусловлена применением
терминологии акцентуаций к группам детей дошкольного и раннего
школьного возраста. Например, я часто слышу указание на некоррект-
ность использования термина «акцентуированные дети». Однако, отве-
чая на это, следует заметить, что термины «акцентуированные лично-
сти», «акцентуированные характеры», «акцентуированные дети», «ак-
центуированное знание» и т.п. широко используются в специальной ли-
тературе работами К. Леонгарда, А.Е. Личко, В.В. Бойко и др. Кстати, эта
терминология уже давно вышла за пределы дискуссий узких специали-
стов. Rambler находит 53 тысячи документов со словосочетанием «ак-
центуированные дети». Google находит 22 тысячи результатов на запрос
«акцентуированные дети». Другими словами, использование данного
5
термина практикующими психологами следует уже давно признать усто-
явшимся.
Ещё один дискуссионный аспект состоит в том, что некорректно, как
указывают критики, исследовать акцентуации характера в дошкольном
возрасте в силу незавершенности формирования устойчивости свойств
характер. Возражая данному замечанию, следуют сказать, что как раз
наоборот, как показывает опыт отечественных и зарубежных ученых,
именно в этом возрасте и нужно изучать проблемы формирования ак-
центуаций.
К. Леонгард прямо указывает на проведённые им и его коллегами
исследования акцентуаций – как у взрослых (Зитте), так и у детей (Гуть-
яр), приводя в своей знаменитой книге «Акцентуированные личности»
даже процентное соотношение обнаружения акцентуированных лично-
стей (в том числе и детей) в Берлине. И даже этим он не ограничивает-
ся. Он приводит конкретные примеры каждого типа акцентуаций, встре-
чающихся именно у детей [1]. По его утверждению, акцентуированные
черты характера легко распознаются уже в детском возрасте.
В.В. Бойко в предисловии к своей книге однозначно утверждает: ак-
центуации бывают даже у дошкольников [9]. А.Е. Личко ещё более кате-
горичен и не оставляет никаких сомнений в существовании акцентуаций
в детском (дошкольном и школьном) возрасте, отмечая, что шизоида
можно увидеть с первых лет жизни [10].
Так почему же некорректно исследовать акцентуации в дошкольном
возрасте? Потому что их нет? Они есть. Они легко диагностируются. И
не только в моих исследованиях. Может быть, это безнравственно? То-
гда это упрёк всем психологам, исследующим характеры детей. Может
быть, у детей нет характеров? Но характеры есть. Это скажет любой
воспитатель детского сада, любой детский психолог.
Вероятно, перечисленные выше дискуссионные аспекты исследова-
ния акцентуаций возникают вследствие произвольной трактовки мнений
6
классиков акцентуативной психологии. Ведь если мы ведём научную
дискуссию на разных языках, то и результат может оказаться разным. И
даже противоположным. Особенно если мы обсуждаем терминологию.
Диверсификационные возможности языка диктуют степень много-
образия решений. Научная дискуссия характеризуется априори холод-
ным рассмотрением объекта, – так утверждают её участники, отказы-
вающиеся при этом в действительности оставаться равнодушными. Ес-
ли же исследователь неравнодушен к объекту, дискуссия однозначно не
может быть научной, хотя многие могут утверждать и обратное.
Мнения можно отградуировать от категоричного «Упрямство и чрез-
мерный пыл в споре – вернейший признак глупости» [11] до «Единст-
венный способ победить в споре – не ввязываться в него» [12]. Однако в
развивающейся науке дискуссий не избежать, а степень научности аргу-
ментов, таким образом, определяется степенью акцентуированности
участников диспута.
7
Список использованных источников
1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-н/Д., 2000. 544 с.
2. Тутушкина М.К. Практическая психология. СПб., 1998. 336 с.
3. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Самара,
1997. 640 с.
4. Бокова О.А. Критика обоснования профессиональных акцентуаций и
перспективы их исследования // Гуманитарные, социально-
экономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 153-158.
5. Бокова О.А. Влияние акцентуаций характера на двигательную ак-
тивность детей с ограниченными возможностями: Методические ре-
комендации. Ханты-Мансийск, 2009. 33 с.
6. Яворук О.А., Пономарева И.С. Особенности формирования экологи-
ческого стиля мышления при обучении физике студентов колледжа //
Педагогическое образование и наука. 2012. № 5. С. 108-111.
7. Гриднева С.В., Яворук О.А. Психолого-педагогическое обоснование
применения коммуникативно-ориентированного метода обучения
иностранным языкам в вузе в целях реализации профессиональной
направленности студентов // Мир науки, культуры, образования.
2009. № 5. С. 186-189.
8. Алеева И.В., Яворук О.А. К вопросу о развитии профессионально
значимых качеств студентов специальности «адаптивная физиче-
ская культура» в процессе обучения физике // Мир науки, культуры,
образования. 2010. № 4-1. С. 104-106.
9. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление,
помощь. СПб., 2002. 160 с.
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.,
2010. 256 с.
11. Монтень М. Опыты: Избр. главы. Ростов-н/Д., 1998. 540 с.
12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.
Как развить уверенность в себе и влиять на людей путем публичных
выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 2000.
591 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Черпатель (26.12.2014)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar